Кто есть кто: Юзеф Юлиан Бергель (1819-1885)

Печать библиотеки Ю.Бергеля

Юзеф Юлиан Бергель родился в 1819 г. в Изабелине (Волковысский р-н) в семье католика Франтишка Бергеля и протестантки Дороты Оледской. Перед женитьбой Франтишек дал согласие на воспитание будущих детей в евангелическо-реформатской вере. Отец рано умер, и старший брат Юлиана Александр (1805-1891) в 1830 г. письменно просил Синод евангелическо-реформатской церкви выделить для Юлиана стипендию Богуслава Копыцкого для учебы в слуцкой гимназии. После смерти Копыцкий завещал свою усадьбу на содержание 2-х бедных женщин при изабелинском костеле и стипендию для одного ученика в школе. Синод и выделил это для ближайших его кровных родственников: Дороты Бергель, матери Юлиана и ее сестры Софии, а стипендиатом стал Юлиан.

Брат Александр принимал участие в восстании 1831 г., в эмиграции был членом секты Товянского. Был близким другом Адама Мицкевича.

Всю свою жизнь Бергель использовал свое второе имя – Юлиан, и только в официальных документах – Юзеф.

В Слуцке в местной библиотеке впервые увидел древние книги и в нем проснулся интерес к коллекционированию старых книг.

После окончания гимназии в 1842 г. поступил в Кёнигсбергский университет на теологический факультет, а потом 4 года учился в Дерптском университете (1845-1849), но из-за слабого здоровья учебу так и не окончил. В студенческий годы былчленом Академической корпорации Полония.

В 1850 г. сдал экзамен на дьякона и пастора. После 2-х лет работы учителем в Слуцке был направлен на 1 год в Вильно. Потом в 1853 г. был направлен в Копыльский приход. В 1855 г. направлен в Слуцк на место умершего пастора Ромуальда Кунцевича. В гимназии преподавал религию и польский язык.

Он думал не только о образовании, но и воспитании учеников в патриотическом духе, также, как и его воспитывали в стенах этой гимназии. Был противников русификации и несмотря на давление руководства гимназии, преподавал религию на польском языке. Также отказывался проводить проповеди по-русски, и они пользовались большой популярностью не только среди протестантов, но и среди католиков, которые хотели слушать проповеди по-польски.

Юлиан Бергель был известен как человек разносторонних знаний, знаток литературы и библиофил. Несмотря на скромный заработок, он смог собрать библиотеку внушительных размеров. Наиболее ценные экземпляры хранил в каменном подвале кальвинского сбора. В его библиотеке были уникальные издания XVI-XVII вв., а также Библия, изданная известным немецким печатником, издателем и продавцом книг Антоном Кобергером в 1478 г. в Нюрнберге и Кодекс Юстиниана 1480 г.

У него хранился портрет суперинтендента, инспектора слуцкой гимназии Леопольда Ванновского (1798-1849), выполненный художником, учителем рисования гимназии Яном Гессе (1807-1876).

В 1857 г. получил бронзовый крест для духовенства и медаль в память Крымской войны (1853-1856 гг.).

Бергель также был автором библиографических статей для «Польской библиографии» Кароля Эстрейхера.

Слуцкая гимназия и кальвинский сбор
Слуцкая гимназия и кальвинский сбор

В статье Юзефа Корвина «Пастор Юлиан Бергель и его библиотека в Слуцке», опубликованной в 1881 г. в XII томе журнала «Еженедельник иллюстрированный», сообщалось, что в комнате Бергеля, человека энциклопедического образования, все стены были уставлены книжными полками. Среди книг есть такие «белые вороны», как «Кодекс Юстиниана» 1480 г. издания, любчанские старинные книги XVII в. на латинском и польском языках (например, «Меч Небесного Арсенала на похоронах Яна Путяты» Михаила Матисевича, Любча, 1649; «Христианская смерть Яроша Евлашевского» Яна Зигровича, Любча, 1619 г. и др.). Корвин писал, что по просьбе Ю. Крашевского, он записывал названия самых редких книг. Некоторые из них были неизвестны даже такому известному библиографу, как К. Эстрейхеру.

В 12 каменных шкафах в костеле хранились наиболее ценные экземпляры – старинные любчанские, раковские, торуньские, слуцкие, несвижские, острожские, брестские, евьевские, уницкие, кейданские, заблудовские, супрасльские и др. издания.

В 1854 г. Юлиан женился на Констанции (1825 -10.04.1888), дочери предводителя дворянства Борисовского уезда Септима Ежи Свиды (1798-1852). У них было 2 детей: дочь Фелиция Дорота (01.06.1859-18..) замужем за Адамом Черняховским и сын Богдан Титус (04.01.1857-11.02.1858). Дорота похоронена в Слуцке в протестантской части кладбища рядом с матерью, ее памятник был изготовлен в мастерской Любовецкого в Варшаве.

Александр Ельский в петербургском журнале «Край» за 1886 г. писал, что после смерти мужа, нарушив завещание (завещал городу), Констанция продала 1500 книг из его знаменитой библиотеки (в том числе 40 книг, неизвестных Эстрейхеру) за 3300 рублей серебром краковскому антиквару Игелю, а тот перепродал их. Книги оказались в библиотеках Польши, Украины, Литвы.

Затем Эдвард Хвалевик обнаружил, что Игель продал наиболее ценное львовскому меценату графу Баваровскому. Его коллекция поступила в библиотеку Асалинских (ныне Львовская национальная научная библиотека им. В. Стефаника НАН Украины) и Библиотеку Львовского университета, растворившись в них.

Во время очередной командировки во Львов профессору Адаму Мальдису удалось, как он пишет, «поймать» несколько уникальных вещей с печатью Бергеля.

И среди них — редкая брошюра XVIII в. «О польских крепостных». Она была опубликована в 1788 г. на польском языке без указания места и автора. Однако автором, скорее всего, был Юзаф Павликовский, «якобинец» и секретарь Тадеуша Костюшко.

Некоторые из книг были приобретены Вильнюсскими евангелическими реформаторами. На сайте Национальной библиотеке Литвы в электронном каталоге можно найти 2 книги, связанные с Бергелем.

Первая — самая старая книга, принадлежащая Синоду и хранившаяся в Национальной библиотеке Литвы — католическая Библия (Biblia Latina, также известная как Библия Менардо), изданная в Нюрнберге в 1480 г. Антоном Кобергером. Библия была подготовлена к изданию монахом Менардом. Книга насыщена красочными иллюстрациями и инициалами — они нарисованы от руки.

Первые 11 листов имеют прожженное отверстие. В конце книги находится листовка с текстом на польском языке, сообщающая, что книга была восстановлена в 1880 г. в Слуцке Бергелем. Говорят, что эта Библия попала в Библиотеку Синода еще в XVI в. и она единственная выжившая в пожарах, неоднократно опустошавших библиотеку. Т.е. возможно, она не из личной библиотеки Бергеля. Судя по записи в инвентарной книге, книга в Национальную библиотеку внесена в 1946 г.

2-я книга – это Торуньское издание 1599 г., типография Андрюса Котения.

Книга с печатью библиотеки

В Кракове в библиотеке Чаторыйских находится книга Адама Нарушевича «Historia Jana Karola Chodkiewicza wojewody wileńskiego hetmana W X L», Варшава 1781 г.

Также в Кракове находится книга Яна Кальвина «Institvtio christianae religionis», Женева, 1592 г. На обложке золотые рамка и буквы, на титульной странице деревянная гравюра Яна Кальвина (по портрету Рене Бойвена).

В Национальной библиотеке Беларуси хранится одна книга из библиотеки Бергеля «Dzieła prozą Wincentego Pola: Północny wschód Europy pod względem natury», 1875 г. На титульном листе и на с. 452 имеется красная овальная печать: Biblioteka X. J. Biergiela.

Юлиан Бергель умер 26.03.1885 в Варшаве, где находился на лечении. Там и был похоронен на евангелическо-реформатском кладбище.

К сожалению, сейчас мы можем установить местонахождение лишь немногих старинных книг из частной библиотеки Юлиана Бергеля, знаменитой далеко за пределами Слуцка.

Источники:
1. Ewa Cherner. Słownik biograficzny duchownych ewangelicko‐reformowanych. Jednota Litewska i Jednota Wileńska 1815‐1939.
2. Адам Мальдзiс. Выбранае.
3. A. Jelski. Wzmianka o bibliotece s.p. Juliana Bergela, pastora w Słucku.
4. Литовская национальная библиотека имени Мартинаса Мажвидаса
5. 110 Aukcja antykwaryczna.  Książki-fotomontaże-plakaty.
6. Авторские автографы на копиях старинных гравюр XVI-XVIII веков, хранящихся во Львовской национальной научной библиотеке Украины им. Василия Стефаника.
7. Списки студентов 1843 года.
8. Национальная библиотека Беларуси.
9. Евангелическо-реформатское кладбище в Варшаве.

Метки: ,

Добавить комментарий