Гессе Ян Томаш (Иван Христофорович) родился в 1807 г. Учился живописи в Виленской художественной школе у известных художников Яна Рустема и Яна Дамеля.
По некоторым данным Гессе Ян Томаш прибыл из Пруссии в Слуцк в 1837 г. Здесь он стал известен как Иван Христофорович.
С 9 ноября 1837 г. по 1 августа 1868 г. работал учителем черчения, рисования и чистописания слуцкой гимназии. По воспоминаниям современников в Слуцке у него хранились рисунки Я. Дамеля. Гессе много сделал для улучшения методики преподавания рисования и черчения в гимназии. Под его руководством свои первые шаги в освоении портретной живописи сделал слуцкий иконописец Кондрат Корсалин, в будущем академик портретной живописи.
Он нарисовал серию рисунков с изображениями усадеб князей Витгенштейнов, портреты Ксавера Обуховича, виленского доктора Бжезинского (хранился в музее Любомирских в Львове), суперинтендента, инспектора слуцкой гимназии Леопольда Ванновского (хранился у пастора Юлиана Бергеля).
Гессе был также известен как хороший флейтист. Игре на виолончели начал учиться уже в зрелом возрасте, однако, занявшись виолончелью, он «забросил» флейту. Лучшего же флейтиста не было во всей Литве.
Интересовался краеведением, проводил археологические исследования в окрестностях Слуцка.
Вот что о нем писал слуцкий городничий поручик Валерий Глебович Волчанинов:
«Прожив безвыездно в Слуцке (в течении 30 лет), раскапывая курганы и скупая археологические находки у окрестных крестьян, успел собрать замечательную коллекцию памятников старины, преимущественно из древних золотых и серебряных монет, а также принадлежностей домашнего быта. Коллекция эта, размещенная систематически в 2-х обширных залах приходского дома лютеранской коллегии.. оцениваемая знатоками в десятки тысяч рублей.. к несчастью для науки не просуществовала долго».
Ее уничтожил пожар 1860 г. Это надломило собирателя. В это время Волчанинов подружился с Гессе, жалел его потерю и тот, по словам Волчанинова, «научил» его раскопкам. Наняв 20 человек рабочих, они отправились за город «к курганам» (было найдено трупоположение на грунте с «одним медным колечком. Другой курган оказался не лучше»).
В 1866 г. Гессе в технике акварели выполнил документальные изображения исторических предметов со Слуцкого Троицкого монастыря.
Добавить комментарий