Леопольд Ванновский родился 5 сентября 1798 г. в семье пастора, ректора гимназии Михаила Ванновского и Людвики с Газлеров. Атмосфера, царящая в семье, безусловно, привела его к глубокой вере и выбору жизненного пути. В 1806-1814 гг. Леопольд учился в Слуцкой гимназии. В 1810 г. получил стипендию от Петрозолина. Ксендз Богуслав Курнатовский (1783-1820), учитель литературы, привил ему любовь к своему предмету. В школе дружил, так же как и его братья — Фелициан и Константин, с Вавжинцом Путткамером (1794-1850), позже многолетним директором и куратором Синода Едноты Литовской (Литовского Единства), уездным предводителем дворянства в Лиде, имевший репутацию либерала и защитника крестьян.
В год окончания гимназии Синод выделил Леопольду стипендию на обучение в Виленском университете, в котором он окончил физико-математический факультет и хорошо изучил польский язык. Виленский университет в то время имел целый ряд известных профессоров (взять хотя бы Иоахима Лелевеля). Леопольд учился вместе с Адамом Мицкевичем и Томашом Заном, основателями Общества Филоматов.
После окончания учебы, возможно из-за проблем со здоровьем, вернулся в Слуцк, где провел один год в родительском доме, учась и размышляя над выбором профессии.
Однажды во время весеннего половодья Леопольд провалился под лед и стал просить божьей помощи, пообещав в случае спасения служить ему. Тут же ему удалось выбраться из-под льда и остаться живым. Этот случай решил его судьбу.
В результате он выбрал духовенство, и в 1817 г., получив стипендию Синода, поехал изучать теологию в Кенисберг (Калининград). Кроме своего факультета, еще изучал философию. Однако его слабое здоровье не позволило ему учиться дальше и через 2 года он вынужден был прекратить обучение и вновь вернуться в Слуцк.
Не чувствуя, что в полной мере готов к духовенству, устроился работать учителем немецкого языка в Слуцкую гимназию, а после смерти Богуслава Курнатовского стал учителем истории, польского и латинского языков. Также занимался репетиторством для учеников старших классов у себя дома.
В 1825 г. сдал экзамен на дьякона и в том же году, после отставки его отца — ксендза Михаила Ванновского, был назначен смотрителем (префектом) гимназии.
Его первым важным заданием был перевод уездного училища в гимназию в 1827 г. В результате, была получена помощь в размере 2600 руб. в год и сохранено право выбора учителей с утверждением их кандидатур Виленским университетом.
Работая смотрителем гимназии, Леопольд прикладывал все старания для поднятия качества обучения. Помогали ему в этом деле великолепные профессора, которые несмотря на скромный заработок, честно выполняли свою миссию: Генрих Курнатовский (1809-1889), Эразм Петрозолин (1807-1870), Мартин Речинский (1802-1876), Юзеф Севрук (1792-1836) и братья Фелициан (1801-1872) и Константин (1803-1833) Ванновские. Увеличивалось количество учеников, а следовательно улучшалась и финансовая ситуация.
Местная шляхта, с которой происходило большинство учеников, охотно участвовала в пожертвованиях на нужны гимназии. В этой ситуации в 1829 г. Леопольд начал строительство нового просторного здания гимназии по проекту архитектора Виленской губернии Кароля Греготовича и Кароля Подчашинского (1790-1860), профессора архитектуры в Виленском университете, автора проекта костела евангелическо-реформатского в Вильно. Чуть позже, благодаря вмешательству Ванновского и пожертвованиям Льва Витгельштейна (1799-1899) в размере 3000 руб., было построено здание конвикта, способного разместить 50 учеников. Торжественное открытие нового здания гимназии произошло в 1840 г.
Ксендз Ванновский стоял во главе строительного комитета нового каменного костела, который был построен после его смерти в 1853 г.
До 1824 г., когда куратором Виленского учебного округа был Адам Ежи Чарторыйский (1770-1861), реформы не нарушали польского характера образования. Либеральная политика властей закончилась в 1824 г. с появлением нового куратора Николая Новосильцева (1761-1838). Важнейшими элементами новой политики были: русификация и постепенное уменьшение влияния Евангелическо-реформатской церкви на деятельность гимназии. Виленский учебный округ вместе с Виленским университетом в 1832 г. прекратили существование. Гимназия в Слуцке стала относиться к Белорусскому учебному округу, куратором которого был Григорий Карташевский (1777-1840). Стал изменяться административный порядок, на руководящие должности стали назначаться русские преподаватели, происходила постепенная дискриминация мелкой шляхты и русификация образования.
«Бунт учеников», произошедший в сентябре 1833 г., когда ученики во время богослужения в костеле отказались от повторения молитвы о здоровье царя и его семьи, ускорил (по предложению Карташевского) реорганизацию гимназии. Она заключалась в том, чтобы гимназию больше приблизить к другим учебным заведениям. Несмотря на все усилия Синода и секретаря правительства Царства Польского графа Стефана Грабовского (1767-1847) с обращением к министру народного просвещения Сергею Уварову, в 1835 г. реформа была проведена. Было ограничено влияние Синода на педагогическую деятельность, назначение директора и учителей русского языка и истории происходило согласно решения царя, а инспектора (так сейчас именовался смотритель) выбирал Синод с дальнейшим утверждением министром. После этого во время работы Ванновского директорами были: Чашников (с 1836 г.), Андриевский (с 1837 г.) и Адамович (с 1838 г.). Обучение в гимназии перешло на русский язык, хотя изучение религии для учеников евангелическо-реформатского вероисповедания осталось на польском языке.
Ванновский пользовался уважением у куратора Карташевского, который неоднократно не давал ход разным доносам.
31 июля 1832 г. белорусский суперинтендент ксендз Юзеф Кюхн (1769-1843) назначил Ванновского в должности почетного вицесуперинтендента, а в 1833 г. — белорусского вицесуперинтендента. Во время Синода, происходившего в Вильно, 22 июля 1843 г. Александр Анишевский (1835-1844) назначил Ванновского на должность суперинтендента. После этого назначения ему посоветовали отказаться от должности инспектора гимназии, чтобы не усугублять его слабое здоровье. Но Леопольд Ванновский не прислушался к этим советам и продолжил работу инспектором и учителем польского языка и литературы для учеников старших классов евангелическо-реформатского вероисповедания.
Каким педагогом был Леопольд Ванновский может рассказать творчество его учеников — Антона Петкевича (Плуга) (1823-1903), Александра Оскерко, Александра Валицкого (1826-1893) и др.
В своем произведении «Majowka. (Wspomnienie szkolne)» (Майский пикник. Школьные воспоминания), опубликованном в 1888 г. в журнале «Kłosy», Адам Плуг пишет о своем учителе Леопольде Ванновском, а также упоминает врача Мацкевича и учителя латинского языка Якоба Ягелло. В рассказе речь идет о пикниках за городом, которые Ванновский организовывал для учеников в мае, каждый год 2 или 3 раза. На пикник ходили в лес, чаще в Новый двор или даже Манкувку, в 1,5 версты от Слуцка. Целый день проходил в играх и забавах, что очень радовало гимназистов. И в честь префекта (инспектора) гимназии школьный хор пел такую песню (пер. с польского):
Виват, виват, пусть Ванновский живет,
Пока комар всю воду с моря не выпьет.
Комар, комар, пей воду медленно,
Путь достойный пан префект подольше поживет.
Это подтверждает, что Леопольд Ванновский пользовался большим уважением и ученики искренне переживали за его здоровье.
Посвятив себя костелу и школе, Леопольд Ванновский так и не создал семью.
По воспоминаниям его воспитанников он был преданным духовным наставником даже за стенами школы. Ванновский часто с Генрихом Курнатовским посещал учеников в конвикте, проводил для желающих бесплатные уроки по современным языкам и рассказывал о научных открытиях. В свободное время не отказывался от игры в мяч или городки с учениками. Переписывался с выпускниками гимназии, интересуясь успехами в обучении и помогая справляться с возникающими трудностями.
Леопольд Ванновский находил время на углубление своих знаний, хорошо знал латинский язык и литературу, выучил греческий и еврейский языки. Последний изучил до такой степени, что вызывал восхищение у евреев, которым читал и пояснял Ветхий Завет. Улучшил знание немецкого и французского языков, читая последние работы по теологии, также выучил русский язык, на котором проводил уроки вместо отсутствующих учителей.
Ванновский был известен прекрасными проповедями в праздничные дни в слуцком костеле. Одна из этих проповедей сохранилась в брошюре, выданной в 1836 г. по случаю освящения костела в Вильно.
Ванновский принадлежал к комитету, во главе которого стоял виленский вицесуперинтендент ксендз Стефан Липинский, с целью подготовки нового молитвенника. Он выбирал тексты со старых изданий, а также сам написал много песен. Поскольку Ванновский не успел окончить работу, Липинский вместе с консеньором жмудским ксендзом Михаилом Речинским добавили песни со старого издания 1742 г., песнопения 1810 г. ксендза Владислава Курнатовского, а также некоторые тексты, подготовленные Леопольдом Ванновским. Этот молитвенник, называвшийся «Собрание псалмов, песен духовных и молитв для публичного и личного богослужения в евангелическом костеле» был издан в Вильно в 1856 г. Одна из песен Ванновского «В Новый год» сохранилась, поскольку входила в состав выданного в 1899 г. «Песенника для Евангелическо-Аугсбургской церкви в Царстве Польском». Несколько песен было размещено в новом виленском песеннике 1927 г.
Много видов деятельности и преждевременная смерть не позволили Леопольду Ванновскому издать книгу «История Реформации в Литве», над которой он долго и много работал.
1 ноября 1838 г. Ванновский был награжден орденом Св. Станислава 4 ст. за отличную, добросовестную и полезную службу.
Леопольд Ванновский умер после короткой болезни («нервной горячки», так раньше называли тиф) 28 апреля 1849 г. в Слуцке. На похороны собрались жители Слуцка и окрестностей разного социального положения и всех вероисповеданий. В том же году Синод, который проходил в Биржах, принял решение о написании биографии Ванновского виленским вицесуперинтендентом ксендзом Стефаном Липинским, а также об издании оставшихся рукописей Леопольда Ванновского. Однако это инициатива так и не была претворена в жизнь. Также после постройки нового кальвинского костела в Слуцке в 1856 г. в нем была установлена памятная доска (пер. с польского):
КСЕНДЗА ЛЕОПОЛЬДА ВАННОВСКОГО. СУПЕРИНТЕНДЕНТА БЕЛОРУССКОГО. ИНСПЕКТОРА СЛУЦКОЙ ГИМНАЗИИ. ЕДНОТА ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-РЕФОРМАТСКАЯ. РОД. 1798 Г. УМ. 1849 Г.
Вот что писал историк Александр Ельский (1834-1916) о кальвинском храме в 1883 г.:
«Сегодняшний храм — это строение нынешнего века в новоготическо-романском стиле, в нем есть неплохой орган, а богослужение происходит по старинному обряду, на польском языке. Там не только протестанты, но часто и католики, не имея храма своей конфессии, приходят сюда, чтобы вознести хвалу Богу.
Перейдя на левый бок, мы замечаем вмурованную в стену черную мраморную доску. И с уважением читаем имя человека, который не только перед Слуцком, но и перед всем краем имеет безмерные и неслышные заслуги, воспитавший несколько поколений на принципах гражданской добродетели. Это скромный памятник в честь Леопольда Ванновского, белорусского суперинтендента, магистра философских наук, инспектора Слуцкой школы, деятеля редкой учености и общественной добродетели, опытного педагога, настоящего отца школьной молодежи, поэта, оратора и автора. Этот отличный гражданин родился в 1798 году, умер в Слуцке в 1849 году и покоится рядом, на кальвинистском кладбище.
Совершенно непонятно, почему до сегодняшнего дня мы так и не имеем печатной монографии, посвященной этому со всех точек зрения исключительному, заслуженному и неустанному деятелю, а его соотечественники даже не знают, как он выглядел (у пастора Бергеля был художественный портрет Л. Ванновского, выполненный Гессе, который должны были бы напечатать наши иллюстрированные журналы).»
В результате того, что книга «История реформации в Литве», биография и портрет Ванновского так и не были опубликованы, а кальвинский сбор с памятной доской был поврежден во время Великой Отечественной войны и окончательно разрушен в 1950-е гг., память о Леопольде Ванновском в родном городе не сохранилась и он был незаслуженно забыт на долгие годы.
Вера Грабовская
Источник:
- Ewa Cherner. Słownik biograficzny duchownych ewangelicko‐reformowanych. Jednota Litewska i Jednota Wileńska 1815‐1939.
- «Kłosy», Warszawa, 1888.
- Jelski Aleksander. Wzmianka o bibliotece ś.p. Juliana Biergiela, pastora w Słucku.
- Метрическая книга евангелическо-реформаторской церкви в Слуцке.
Метки: Wannowski, Ванновский
Добавить комментарий