Кто есть кто: Станислав Урсын Шантыр (1764-1847)

Stanisław Szantyr

Станислав Урсын Шантыр  прелат, член Санкт-Петербургской духовной римско-католической коллегии, писатель.

Родился 7 сентября 1764 г. в д. Горспля Полоцкого повета в семье земского судьи Яна Шантыра. Первоначальное образование получил дома, в 4 года умел уже читать и писать, а со временем хорошо изучил латинский, французский и русский языки.

28 января 1780 г. Шантыр поступил в новициат иезуитов в Полоцке, который был открыт главой ордена Станиславом Черневичуем после согласования с императрицей Екатериной II и митрополитом Богуш-Сестренцевичем. Шантыр сразу обратил на себя внимание своим красноречием, живым умом и твердым характером.

В 1787 г. он начал изучение богословие в Полоцком иезуитском коллегиуме, но уже 8 июня 1788 г. он покинул Общество Иисуса.

Став епархиальным священником Станислав Шантыр успешно поднимался по карьерной лестнице, в скором времени занял пост смоленского каноника, потом — секретаря Могилевской консистории.

В 1802 г., временно управляя, за отсутствием митрополита, Могилевской епархией, Шантырь призывал униатов переходить в католицизм, уверяя, что император Павел запретил существование унии и дозволил всем униатам перейти в католичество.

Вскоре Шантыра приблизил к себе митрополит Богуш-Сестренцевич, сделав его руководителем своей канцелярии. Шантыр имел большое влияние среди белорусских католических иерархов, получил степень прелата и вошел в состав Римско-католической духовной коллегии в Петербурге. Это был кульминационный момент в его карьере и дружбе с Сестренцевичем, так как с этого момента и до смерти они оставались заклятыми врагами.

Началось все с того, что в 1805 г.  митрополит, который в своей деятельности стремился к абсолютной власти, подал министру юстиции П.В. Лопухину проект реформации католической иерархии Российской Империи. Это вызвало беспокойство членов Духовной коллегии, однако никто из них не сделал ничего, чтобы противодействовать намерениям митрополита. Только Шантыр тут же подготовил и подал императору Александру I прошение, из-за которого император потребовал отклонить проект митрополита.

Уже в следующем году Станислав Шантыр был удален из Духовной коллегии и лишен всех привилегий. В 1808 г. выслан в Виленскую епархию, где стал настоятелем скромного прихода в Милейчицах (польск. Milejczyce) на Подляшьи. В 1811 г. после смерти епископа Циприана Одынца и освобождения поста вспомогательного епископа Могилевской архиепархии, Сестренцевич категорически высказался против назначения на эту должность Шантыра.

Наиболее значительный период жизни Станислава Шантыра связан со Слуцком, где он служил настоятелем в течение четверти столетия. Однако и тут ему пытался помешать Сестренцевич, не позволяя занять должность настоятеля. Тем не менее, у Шантыра удалось заручиться поддержкой князя Адама Чарторыйского, который был другом и советником императора Александра I. Благодаря его вмешательству Станислав Шантыр в 1815 г. получил назначение в Слуцкий приход. В этом же году в Виленском университете он защитил степень доктора богословия и доктора права. В 1816 г., когда университет хотел избрать его своим почетным членом и митрополит вновь возник на его пути, Шантыр обратился за поддержкой к министру образования графу А.К. Разумовскому. Тот решительно отклонил донос митрополита и утвердил назначение Шантыра.

Станислав Шантыр был очень набожным человеком и непримиримым врагом противников католической церкви. Если дело касалось веры, он не шел ни на какие компромиссы.

Следуя своим иезуитским привычкам, в 1818 г. он приказал при преподавании Закона Божия в слуцком училище внушать детям, большинство которых не было католиками, что «все веры, за исключением римской, прокляты от папы и, как гнилые члены, отринуты от общества верных», и сам с жаром доказывал с церковной кафедры важность греха, в который впадают родители, поручающие воспитание своих детей иноверцам.

Активно боролся с масонами, нападал на университетскую реформу Адама Чарторыйского и философские идеи Геронима Стройновского (польск. Hieronim Stroynowski), судился с кальвинистами. В Слуцке Шантыр пользовался большой популярностью и авторитетом, часто на его богослужения ходили не только католики, но и православные верующие.

Шантыр особенно активно боролся с кальвинистами, зная, что кальвинисты содержат благотворительный пансион и притягивают к себе молодежь, Станислав Шантыр составил проект организации в Слуцке благотворительного общества. Подготовленный статут в 1817 г. был согласован правительством, а само учреждение получило денежные субсидии. На протяжении 7 лет в Слуцком уезде на благотворительные цели было собрано больше 140 000 рублей. На эти средства содержались бедные ученики, основаны в разных районах уезда 6 больниц и 15 сельских школ, в которых училось около 300 детей, оказывалась материальная поддержка беднякам. По его инициативе и финансовой поддержке созданы приходские школы в Слуцке, Копыле и Пинске.

В виленском издании «Dzieje dobroczynności» в 1820-1822 гг. было опубликовано множество рассуждений, статей и речей Станислава Шантыра, в том числе об истории Слуцка и католической церкви.

В 1840 г. Станислав Шантыр вышел на пенсию. Заслуги Шантыра как религиозного писателя связаны, в первую очередь, с написанной им работой «Известия по истории Церкви и католического вероисповедания в странах, что находятся под российским правлением» («Zbior wiadomości o kościele і religji katolickiej w Cesarstwie Rossyjskiem od roku 1773 do 1826, zebrani z pism urzędowych, dokumentow i wlasnego widzenia»). Эта книга, посвященная истории католичества в России, издана в Познани в 1843 г.

Был награжден орденами Св. Станислава и Св.Анны.

Место и дата смерти Станислава Шантыра были не известны.

Однако сохранилась рукопись, названная им «Воспоминания о моей жизни…» (Pamiętniki mego życia i w nim zdarzeń różnych dorywczo z pamięci spisane dla zabawy z opisaniem miejsc znajomych oraz biografią współczesnych osób przeze mnie x. Stanisława Ursyna s Zantyr prałata od 15 lipca do 15 sierpnia 1846 roku), которая хранится в краковском архиве — Archiwum Prowincji Polski Południowej Towarzystwa Jezusowego). Рукопись была написана по просьбе ректора петербургской Духовной Академии Игнатия Холовинского и датируется 1846 г., поэтому считалось, Станислав Шантыр умер не ранее 1846 г.. А сейчас мы видим, что исследователи были не далеки от истины – Станислав Шантыр умер в 1847 г. и похоронен в городе, в котором закончил свою карьеру – в Слуцке.

Р.S. А вот на польском сайте ipsb.nina.gov.pl Людвик Гжебень указал точную дату смерти Станислава Шантыря — 23.02.1847 и место Слуцк, высказав предположение, что, вероятно, он тут и похоронен.

Подписка на новые публикации на сайте

Метки: ,

Добавить комментарий